Телеграм-чат  
  Черепашки-ниндзя   Портал совмещения измерений  Нечерепашья фан-зона  Письменное творчество   Призрак оперы: рассуждения и наблюдения
   15.10.2011, 14:01  
Призрак оперы: рассуждения и наблюдения
Самое главное: эта тема создана для тех, кто знаком с даной историей, если же Вы никогда не слышали про даных героев, то Вам будет не понятно и скучно. Именно поэтому настоятельно советую Вам покинуть даную тему и не читать нижеследующие строчки.

Обзор на фильм 2004-го года и немного на книгу Гастона Леру. Предупреждаю сразу: буду рубить с плеча и вдаваться в долгие рассуждения

Призрак оперы: рассуждения и наблюдения

Кристина и Рауль… Я их ненавижу… (ух, ничего себе заявления в самом начале рассуждений…) Ну, ненавижу – это чересчур сильное слово, и сказано оно было слишком поспешно, на горячую голову, но как бы там ни было, в дальнейшем я, пожалуй, буду использовать именно это слово… Так вот, я их ненавижу… Ненавижу потому, что они счастливы, потому, что они остались вместе… Ненавижу потому, что они любят друг друга… но с этим приходится мириться… И то, что они любят и вместе, и счастливы – это конечно замечательно… Я чаще всего за плохих персонажей… Но Призрак не плохой, он – несчастный… Человек не познавший любви… жизни…
Создание Тьмы, несчастный жалкий урод, что он знал в этой жизни? Только жестокость, боль, страх, унижение… Жестокая шутка природы… Ее насмешка над человеком… Болезнь, что отравляла его существование, отравляла его жизнь. С детства он был изгоем, его боялась собственная мать. Именно она дала ему первую маску. Только представьте, что ощущает ребенок, которого боится собственная мать, женщина, которая родила его на этот свет, дала ему жизнь.
Глядя на свое дитя мать плакала, и не знала как ему помочь, не знала как облегчить страдания своего ребенка, и молила небеса, чтобы они забрали его к себе, не позволили ему остаться в этом мире и страдать. Но эти слезы… Они сначала были непонятны малышу… Однако позже механизм сработал, и причина стала ему понятна… Он нуждался в ласке, тепле и любви, в которых нуждаются все дети, в которых нуждается каждое живое существо, но он – Эрик (именно так называл себя Призрак Оперы, ибо это было одно из его имен), не получил этого от матери, которая сначала его боялась, а потом, возможно возненавидела.
Мать Природа не остановилась на том, что уже сделала. Она наделила монстра, по виду дьявола, а по сути ангела, с нежной, чуткой и чувствительной душой – душой романтика, божественными талантами, незаурядным разумом, исключительной силой воли.., вызывающими восторг способностями и умениями.
Ангел в аду… Что может быть прекраснее и ужаснее одновременно? Человек, наделенный такими выдающимися качествами, вынужден был скрывать свой гений, был ограничен во всем только из-за своего внешнего вида. И почему? Только потому, что узколобое и ограниченное общество уже установило свои критерии красоты и образованности (очень узкой образованности), и те, кто не соответствовал этой мере – становились изгоями. Общество не было заинтересовано во внутреннем мире человека, оно просто его игнорировало. Мы и сейчас не редко сталкиваемся с подобным игнором, не так ли?
Миру не нужны были гении, которые чем-либо выделялись бы в толпе. «Белые вороны» в таком мироздании долго не жили, ибо их заклевывали.., иногда на смерть. Они либо (прогибаясь под мир), становились такими же бездушными куклами, такими же черными воронами, как высшие слои общества, что означало для подобных талантов – душевное разрушение и творческую смерть (а по сути, - творческое самоубийство), либо в отчаянной борьбе за свое дело трагически погибали. Но я немного отклонилась от темы (хотя данная информация была крайне важна), так вот Эрик не мог по-настоящему раскрыться, использовать тот дар, что дала ему природа в полную силу только потому, что был не красив, и… …уродлив? Это несколько несправедливо, а по сути, совсем несправедливо, Вам так не кажется?
Призрак чувствовал эту несправедливость. Но то, что Бог дал, то он и заберет, нельзя отказываться от того, что у тебя есть, ибо то, что ты имеешь – уже достаточно много не смотря ни на что… Если бы Бог одел столь прекрасную и сильную, одаренную и талантливую душу в красоту, то эта душа потрясла бы весь мир своими способностями. Бог дал Эрику крылья – талант и умения, но не дал возможности летать, а какой смысл в крыльях, если не возможно взлететь к небесам, воспарить над землей? Такие, почти бесполезные крылья становятся лишним грузом непомерной ношей, их тяжело скрывать от чужих взоров. Так и Призрак, у него был дар небес, но он не мог использовать всю его мощь, не мог воспарить над этим миром, взлететь на вершину славы и успеха.
Мир никогда не был к нему терпелив, никогда не проявлял к нему сочувствия… Мне его жаль… Очень жаль… Да, возможно, что внешне он не красив, но некрасив только из-за этой страшной болезни, что изуродовала его лицо и все время отравляла его жизнь… Так вот, возможно, что он некрасив, и даже уродлив, но в душе… Что у него внутри?.. В его сердце царит жестокая изувеченная красота. Его искалеченная, искаженная душа в определенной мере прекрасна, но эта искаженность – пугает…
С ним жестоко обращались в детстве, как с каким-то зверем. Выставляли людям на показ как какое-то редкое и ужасно уродливое существо – дитя дьявола. Естественно это негативно повлияло на психику маленького мальчика, и воспрепятствовало его нормальному развитию в дальнейшем. Жестокое обращение в детстве, и убийство своего истязателя почти разрушили Призрака, можно сказать, уничтожили его внутренний мир, который начал восстанавливаться в оперном подвале, где он и жил многие годы своей жизни, где его талант стал проявляться в еще большей степени. Внутренний мир этого несчастного пережил сильные потрясения и стал очень хрупким, как мир любого гения. Однако: еще большая гениальность в обмен на здравый смысл, не слишком ли большая цена?
Многие годы психическая болезнь Эрика не давала о себе знать, но все же она прогрессировала. Чем гениальнее становился этот человек, тем больше он отдалялся от мира и его жестокой реальности, тем он сам становился более жестоким и неуправляемым, отчужденным от мира. Он перестал различать добро и зло, справедливость и несправедливость, ненависть и любовь слились в нем воедино, соединившись, они стали чем-то непобедимым, неповторимым, несокрушимым. Это стало его оружием против всего мира. Для Призрака Оперы перестали существовать какие-либо законы. Он сам себе закон.
Следуйте за мной.
В своих рассуждениях я не могу не упомянуть того, что образ Эрика в готическом романе французского писателя Гастона Леру «Призрак Оперы» немного напоминает мне образ Антонио Престо в фантастическом романе Александра Беляева «Человек нашедший свое лицо». Сейчас я попытаюсь подвергнуть эти два образа своему анализу, и постараюсь провести между ними определенную параллель.
Оба они были уродами, оба были больны, и Тонио и Эрик – оба были наделены талантами, но эти таланты никто не хотел увидеть, поскольку они слегка «выделялись из толпы» свои внешним видом. Жизни этих двоих связанны с искусством, перевоплощениями. Призрак – творил музыку, перевоплощался на этой огромной сцене, что называется жизнь, жизнь театра. Тонио – творил искусство кинематографа, всячески перевоплощался в кадре.
Из-за своей внешности Антонио не мог играть серьезные роли. Он мечтал о том, чтобы сыграть что-то трагическое, ибо в душе был трагиком, но его карликовость мешала ему в этом. Его не воспринимали в серьез. Коллеги и зрители любили его, но только за то, что Тонио постоянно их смешил. А что произошло, когда Престо пытался изменить свою внешность, попытался стать таким, как все? Те, кого он еще недавно считал своими друзьями, всячески старались ему помешать. Им не удалось погубить карьеру нового Антонио Престо, но эти люди все же сумели сильно ранить его. Они разлучили его с прекрасной девушкой – девушкой, которую Тонио любил.
А теперь посмотрим на Призрака. Он был талантлив, но его внешность… Его внешность оставляла желать лучшего… много лучшего… Эрик был гением искусства, но так же как и Тонио не мог добиться успеха и признания своего гения только из-за физических недостатков, а по сути, только одного БОЛЬШОГО физического недостатка – своего уродства. Однако, если Престо сумел изменить свою внешность и добиться признания, то Призраку Оперы – это никак не удалось.
Тонио – любили лицемеры, Эрика – ненавидели подлецы. Но, я задам такой вопрос: что опаснее, любовь лицемеров-коллег или ненависть негодяев? Ненависть – ужасное чувство, но каждый человек склонен его ощущать, и в этом нет ничего постыдного, ибо это все естественно, заложено в человеческой природе и с этим ничего не поделаешь. Так вот, Эрика ненавидели… Когда люди чего-то боятся – они это ненавидят, а если они что-то ненавидят, то всяческими способами пытаются это что-то уничтожить. Призрака боялись и ненавидели в оперном здании…
Вот я постаралась раскрыть эти два ярких литературных примера, и показать, как отталкивающая внешность повлияла на их жизнь, и как в жизни этих таких разных, но чем-то похожих героев наступили перемены, может хорошие может плохие, но все же перемены, обозначающие бесконечность течения жизни…
…В Кристине Даае Призрак увидел того человека, которому может открыться, человека, который поймет его талант, по достоинству оценит его гений. Эрик увидел в ней своего Ангела, упавшего с небес, свою Музу. Он надеялся, что она возродит его светлые чувства, подарит ему свою любовь и заботу, что он сам сможет подарить ей свою любовь, свои чувства. Но не только этого он хотел, еще он страстно желал вернуть своему Ангелу Музыки крылья, чтобы она, смогла унести их обоих на небеса. Призрак начал учить Кристину петь, он хотел, чтобы девушка достигла в этом совершенства. Ангел должен извлекать из своего горла небесные звуки – звуки души, а эта девушка была для него ангелом, да и для большинства тех людей, что знали ее с детства, тоже. Когда они проводили эти уроки – их души словно покидали тела, и сливались воедино в одном небесном пламени.
…Его рана уже почти затянулась, и страшное прошлое уже почти не тревожило его во сне. Забылись старые обиды, забылись ужасы прошлого… Но рана открылась, снова начала кровоточить, когда Эрик увидел, что Кристина любит Рауля, что девушка забыла его, своего учителя, человека, который дал ей все. Научил петь, поставил голос, творил для нее искусство, музыку. Это повлекло за собой ужасные последствия, привело ко множеству трагедий, к неописуемо огромной катастрофе.
Но мы не можем обвинять Кристину в неблагодарности, наоборот она была очень благодарна Эрику за то, что он сделал для нее, за то, чему он ее научил. Однако она любила Рауля и не любила Призрака, не могла заставить себя любить его, так же как и не могла себе запретить любить виконта, этого так же не мог и не имел никакого права делать Эрик, но он все же попытался, и у него ничего не вышло…
Ангелы музыки… Призрак и Кристина… Они были друг для друга ангелами музыки… Он был влюблен в нее, в ее голос, в ее добрые глаза. Эта чистая, добрая и непорочная девушка стала его отрадой, стала целебным бальзамом для его больной, искаженной души. В занятиях музыкой вместе с ней Эрик находил отраду, и хоть на какое-то время забывал о своем физическом уродстве, ибо, когда Кристина и Призрак пели друг другу, пели друг для друга, то уже переставали быть людьми, а превращались в две души, которые тянутся друг к другу, тянутся к музыке. Эрик любил мадмуазель Даае, он пронес это высокое, возвышенное чувство через всю свою жизнь…
Возможно, что где-то в своем поведении с Кристиной он был груб, вспыльчив, чересчур горяч… В нем проявлялись черты пещерного человека, но все же он – Призрак – любил эту девушку. Любил любовью чистой, бесконечной, прекрасной и… благородной. Это была любовь к музе, которая потом все же переросла во что-то гораздо большее, более сильное чувство.
Возможно, что он требовал от своей музы слишком многого… Быть с ним вечность… Понимать и вдохновлять его на новые шедевры. Дарить ему тепло и любовь, которых ему так не хватало… Быть ему доброй и заботливой матерью, которой он никогда не знал, нежной сестрой, любящей подругой… Неужели это такая большая плата за тот дар, что он ей дал, за тот талант, что он в ней открыл?..
Призрак считал, что его притязания на мадмуазель Даае, на ее руку и сердце – вполне обоснованы и… в определенной мере он прав… Но для Кристины то, что Эрик требовал (простую любовь, понимание и тепло), было слишком непомерным грузом, огромной платой, высокой ценой. Возможно, слишком высокой.
А Кристина?.. Она тоже в некой степени любила Призрака… Она любила его музыку, мелодии, что он создавал для нее, его голос, его загадочность, его руки, что творили искусство… Но в то время, как для Эрика эта любовь была всем, чем он жил, для Кристины это чувство было эфемерным, едва уловимым, волшебным, почти нереальным, как и его голос в ее мечтах, голос который всегда был с ней…
Кристине пришлось выбирать между реальной и нежной любовью к Раулю и эфемерной, таинственной (иногда пугающей) страстью к фантому, странным чувством к своему Учителю, Великому Учителю, к Ангелу Музыки, как она его называла. Естественно, что она предпочла доброго и настоящего виконта де Шаньи своим мечтам: неуловимому, загадочному, вспыльчивому, но таинственному Призраку.
Но все же не смотря на то, что девушка осталась с Раулем, нас больше волнуют песенные диалоги Эрика и Кристины, поскольку они более выразительные, яркие, волнующие, более страстные и трогательные… Слушая их просто не возможно не влюбится в эту пару. И хоть диалоги этой пары более задевают зрителя, но все же не возможно не отметить тот факт, что виконт умел говорить о своих чувствах, в то время как Призрак не мог точно и ясно выразить свою любовь, свое восхищение Кристиной. Да, всякие там путешествия в подвал, в королевство музыки, долгий освещенный светом свечей путь – это, конечно, здорово и очень романтично, но ведь слова тоже нужны…
Вот яркий пример того, что Эрик не умел выразить своих чувств. Советую вспомнить последнюю постановку в театре Опера Популер. Это была опера « Торжествующий Дон Жуан» написанная Призраком. Когда он занял место главного героя (роль которого исполнял сеньор Пьянджи), то стал говорить, а точнее петь, о тайный желаниях и порывах, которые привели сюда Кристину. Стал петь, чтобы она решила раз и навсегда, без размышлений, ибо второго шанса у нее не будет, останется ли она с ним или же нет. Кристина начала петь, она обещала молчать и сказала, что все решила: «Сделан шаг, возврата нет».
Не знаю, толи это была игра, чтобы отвлечь фантома, толи у нее сорвало крышу, но страсть, которую мы видим после их встречи на помосте, не может не затронуть зрителя, и мы встаем перед вопросом: это только профессиональная игра, или же Кристина по-настоящему отдалась этому чувству? Я отошла от темы. Обнимая свою музу, предмет своей любви, Призрак начинает использовать слова Рауля, которые последний говорил Кристине на крыше: « Скажи, что ты разделишь со мной одну любовь, одну жизнь. Скажи, что ты хочешь, чтобы я был с тобой, чтобы я был рядом. Куда бы ты не пошла, позволь мне идти с тобой. Кристина, это все о чем я тебя прошу…» Эти слова, которые Призрак пропел гораздо красивее, выразительнее и чувственнее виконта де Шаньи, заставляют мадмуазель Даае одуматься. Не знаю, что она чувствовала в этот момент: смущение, негодование, изумление или еще что-либо, но ее спонтанный порыв снять с фантома маску – разрушает всю идиллию, а может быть иллюзию?.. Маска сорвана… Шок… Мимолетный страх… А для Эрика, бедного и несчастного Эрика – боль, и осознание того, что все старания напрасны, и что Кристина все же не любит его… Не любит… Не любит…
А был ли в жизни Призрака страх? Мои размышления выложены здесь.
Как и в жизни любого человека в его жизни тоже был страх, который является вполне нормальной защитной реакцией. Того, что прошлое и весь пережитый в детстве ужас вернуться – этого Эрик уже не боялся, а если и боялся, то только неосознанно, где-то глубоко внутри своего сознания, глубоко внутри себя. Самым большим его страхом было испугать мадмуазель Даае, именно поэтому он действовал на протяжении долгих лет, действовал медленно, спланировано, подолгу взвешивая каждый шаг, и чем ближе он приближался к этой девушке, тем больше становилось ужасное осознание того, что рано или поздно придется ей открыться. Он боялся напугать ее, причинить ей боль, боялся, что она будет страдать, а это то, чего ему не хотелось больше всего на свете. А ведь действительно, когда любишь, то больше всего боишься причинить боль любимому человеку. Вот так и Призрак, он трепетал при одной только мысли о том, что Кристина будет страдать из-за него, и это причиняло ему самому страдания. Он хотел защитить ее, спасти ее чистоту от этого страшного и грубого мира, оберегать ее как самое ценное сокровище, как чистейший алмаз, который в руках ювелира – его руках – засверкал во всем своем великолепии. Фантом был готов на все, лишь бы только его муза не страдала, лишь бы только она была счастлива. Страх причинить Кристине боль граничил у Призрака со страшным желанием оберегать ее, оградить от всех горестей и страхов. Однако, ему нужно было защищать мадмуазель Даае от самого себя, именно поэтому его шаги в их отношениях были осторожными, взвешенными и неторопливыми…
Любовь Эрика к Кристине достойна восхищения. Это большая любовь и большая ревность. Да, ревность – это ужасное чувство, разрывающее на куски. Адское пламя, бушующее в груди, убивающее сердце, затмевающее разум… Когда человек любит и не уверен в том, что любим – он страдает и страдает очень сильно, очень жестоко. Представьте, как страдал Призрак – она (Кристина) была для него небом и землей, воздухом и водой, льдом и пламенем, была его музой и вдохновением, адом и раем, жизнью и смертью, она была для него звездой, что освещала ему путь. Как он страдал, зная, что нелюбим, потеряв последнюю надежду на счастье. Он дышал только ею, жил ее голосом, умирал без нее. Эрик был готов на все ради Музы, готов был пойти на любое преступление, готов был без размышлений умереть за нее. Был готов «порвать» любого, кто посмел бы потревожить ее. Этот человек был в состоянии поставить мир на колени ради нее, перевернуть землю, бросить к ее ногам весь белый свет, и он сделал бы это не задумываясь если бы только его Королева Песни и Музыки того пожелала. Разве такая любовь, такое сильное, всепобеждающее, великое и бесконечное чувство не заслуживает восхищения?..
Призрак тоже заслуживает восторга. Ведь, согласитесь со мной, нелегко «жить нелюбви вопреки, и от любви умирать» (слова из песни «я не могу без тебя» К. Меладзе). У него была сила воли, чтобы бороться за свою любовь, за свое счастье. Вспомните постановку «Торжествующего Дон Жуана». Согласитесь, Эрик очень рисковал, заняв место главного героя. Но он готов был пойти на этот риск, ради того, чтобы снова увидеть любимую, чтобы попытаться убедить ее в своей любви и получить окончательный ответ. Призрак пошел ва-банк. Он поставил на карту все и… проиграл. Однако проиграл с честью, благородно… У этого человека есть сила воли, так рисковать может не каждый, не каждый пойдет на такое только ради того, чтобы снова увидеть возлюбленную… Но больше всего силу воли Призрака, его благородство и великодушие нам доказывает то, что он смог отпустить Кристину, позволил ей быть счастливой, не смотря на то, что это означало несчастье и почти смерть для него. Вот в этом и проявляется его великодушие. Возможно, что любовь все же победила в нем ревность, и он был счастлив уже только потому, что его любимая была счастлива… Но это, как мне кажется, вряд ли, хотя, все возможно…
В сложившейся ситуации проскальзывает некая ирония. Именно благодаря Призраку Кристина и Рауль полюбили друг друга. Да-да-да! Именно так.
Эрик открыл талант Кристины, он научил ее петь. Благодаря ему состоялся ее первый дебют на сцене, благодаря ему она обрела славу. Благодаря этому Рауль ее заметил, увидел, вспомнил, узнал. Именно благодаря Призраку виконт и Кристина потянулись друг к другу. Фантом является своего рода двигателем их любви, и, сам того не подозревая и не желая, толкает двух друзей детства, двух голубков в объятья друг друга. Монстр (как часто его называют в книге Гастона Леру) был их врагом и перед его лицом (а точнее маской, а потом уже лицом…) они объединились, чтобы стать сильнее.
Большого счастья без большого несчастья не бывает. Кристина и Рауль обязаны своим счастьем Призраку, ибо (как я уже говорила), именно он является своего рода двигателем их любви, фактором, без которого эта любовь никогда не существовала бы. В погоне за желанным Эрик сам сделал себя несчастным, а их – счастливыми. В этом вся ирония. Злая судьба жестоко посмеялась над этими людьми, и это очень и очень горько, весьма и весьма печально, чрезвычайно трагично.
Человек был создан Богом для счастья…Однако, то, что Призрак в своей жизни крайне мало знал счастья – факт, жестокий и неоспоримый. Если бы жизнь человека измерялась тем временем, что он прожил счастливо, то жизнь Эрика измерялась бы секундами, миллисекундами… А возможно, что про него можно было бы написать: «родился мертвым», поскольку в своей жизни он не познал счастья. А может и познал… Но даже если это так, то наверняка счастье этого человека было коротким, как вспышка молнии. Однако, короткое мгновение счастья возносит человека, каким бы он ни был, на седьмое небо… Да… А потом с вершин небес мы стремительно падаем в жестокую реальность, в глубины ада, в кипящие котлы преисподней…
Рауль и Призрак… Они оба любили одну и ту же девушку. Но не только это является камнем преткновения. Еще существует театр. Именно Рауля новые хозяева назначили покровителем театра, и это было очень опрометчивое решение, ведь у театра уже был тайный покровитель – Эрик. Так же фантом покровительствовал Кристине, но не тогда, когда она уже стала известной, а еще с ее малых лет. Именно он оберегал, оберегал, как только мог, ее от этого полного интриг и коварностей театрального мира. Уже то, что она была для мадам Жири (женщины, которая спасла Призрака от ареста и казни, а потом спрятала его от всего мира в опере (но это только в фильме 2004-го года)), как родная дочь – доказывает то, что у Эрика были планы на нее. Ибо я уверена, что мадам Жири просто так не взяла бы под свою опеку эту девочку, даже не смотря на то, что она дочь великого шведского скрипача Даае.
Так вот, камнем преткновения в некотором роде был и театр, и пресловутая ложа номер пять. Но, что же в итоге получается? Шиш тебе Призрак Оперы, и девушку не получишь и оперу тоже. Люстру сам уронил, потолок разрушил, оперу поджег и девушку отпустил. И остался наш Эрик у разбитого корыта… Ну, в этом виноват он сам. Хотя, то, что все-таки позволил Раулю и Кристине быть счастливыми – это хорошо сделал, уважаю этот благородный поступок.
Эх… Такого талантливого, но не красивого, гениального, но несчастного человека можно пожалеть, можно восхищаться его талантом и ужасаться его увечьем, можно ненавидеть его и любить, можно плакать над ним и плакать вместе с ним, но остаться равнодушным к его судьбе – судьбе удивительной и трагичной – невозможно.
И в заключение, для тех людей, которые читали эти строчки и думали приблизительно такое: «Вот ты так все хорошо рассказываешь, жалеешь его, но что бы ты говорила, чувствовала, как бы ты себя вела, если бы сама с ним встретилась, если бы видела его, говорила с ним…».
Я отвечаю на это сразу.
А как бы поступили Вы?.. Я не знаю, чтобы я делала. Не знаю, какой бы была моя реакция. Может быть я бы растерялась, смутилась, изумилась, испугалась или умерла от ужаса. Может быть я поступила бы так же как и Кристина… Я не знаю, что бы я делала, и не узнаю это до тех пор пока нечто подобное не произойдет на самом деле.

© Darkhunter

Последний раз редактировалось Darkhunter; 15.10.2011 в 20:46.
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1):