"Снегопад кончился незадолго до заката. Небо, серое и мутное, в редких пятнах просветов постепенно прояснилось. Ранние морозные сумерки съедали неяркий розовый свет, обещая не то ветреный завтрашний день, не то мороз к ночи. Свирепая морда, поросшая густой рыжеватой шерстью, высунулась из неприметной трещины в скале и тут же исчезла.
Ветер сыпанул пригоршню пороши вслед горбатой спине. Снег, лёгкий и рассыпчатый, заметал глубокие следы, оставляя вместо отчётливой цепочки, ведущей к пещере из долины, холмики, бросавшие тени."
С первых абзацев повесть цепляет. Видно, что текст писал совсем неплохой литератор, у которого даже есть свой стиль. И читать её интересно. Довольно стремительно перед нами разворачивается совершенно безумная история про Хищников-контрабандистов, которые высадились на планете Крайсов. Одного из Хищников подрядили украсть скипетр времени, с помощью которого можно перемещаться в любую точку вселенной. Известно, что расстояния в космосе настолько велики, что измеряются в световых годах. А скипетры времени спрессовывают эти года в минуты и секунды, и межзвёздное путешествие, которое могло бы занять сотни и тысячи лет, занимает время недолгой увеселительной космической прогулки. В общем, что-то вроде Варп-двигателей из "Стартрека" или гипердвигателей в "Звёздных войнах". Обычно скипетры находятся на тщательно охраняемых станциях времени, откуда их стянуть невозможно, или на борту космического корабля, с которого его тоже не стянешь, потому что корабль болтается в гиперпространстве и пока оттуда не выйдет, с него не сбежать. Такая вот научная фантастика. К ней примешивается мистика, потому что один из убитых хищниками крайсов произносит древнее заклятие: "Пусть Вас заберёт время", и
"старинное заклятие повисло в воздухе, разливаясь спиральными кругами и захватывая все новые пространства.
Стена времени упруго подалась, дрогнула от вмешательства извне.
Изголодавшееся время, выпушенное крайсом на свободу, жадное до новых ощущений, раскинуло руки, развернулось, делая петлю, – и круг замкнулся. Стена времени подалась, пошла паутиной трещин. В микротрещину времени древесной трухой просыпалась всякая дрянь.
Хищник по прозвищу Взломщик почувствовал неладное на самом подлёте к Планете крайсов. Скипетр времени засветился зеленоватым свечением. Спасательную шлюпку тряхнуло. Отказало управление. В следующее мгновение за стеклом иллюминаторов уже были незнакомые звезды чужой Галактики."
Да, у автора определённо запоминающийся слог. Итак, спасательную капсулу с Хищником выбрасывает из далекого сектора Вселенной в нашу Галактику, в окрестности нашей Солнечной Системы. Его преследует космический патруль, состоящий из пауков, а также в деле оказываются космическая ящерица Доди и по ошибке похитивший ее космический слизень Кин, который перепутал ее с изобретательницей спутниковых уловителей. Попутно нам рассказывают массу занятных историй про экипаж корабля "Сарора", который был сожран в гиперпространстве планетой из прожорливой пыли (вспоминается "Пиявка" Роберта Шекли и другие его рассказы), про бестелесные голоса на планете Ургов (
"Телесная оболочка, – размышлял вслух кто-то невидимый, – лишь ступень на пути познания самого себя. В детстве любой цивилизации субъект учится постигать мир вокруг – и тут нужны глаза, уши, руки или лапы, чтобы удостовериться, что окружающее существует, и ты – лишь часть окружающего. Но потом приходит высшее знание – и субъект открывает Вселенную внутри себя. И это знание бесконечно!",) и т.п.
Попутно идёт история про Микеланджело, втюрившегося в баскетболистку Кенди, и огромная линия про Эйприл. Эйприл вообще в этой книге очень много, и она тут главное действующее лицо. Черепашки только на подхвате. Канона тут никакого, и в третий раз после "Баркулаба фон Гарта" и "Чёрной руки" излагается история происхождения черепах. Только если "Чёрная рука" всё же держалась канона оригинального фильма (мутаген TGRI, мутировавшие черепашки и крыса), а "Баркулаб" предлагал нам немыслимую ахинею про ожившие рисунки, то здесь черепашки и Сплинтер стали результатом генетического эксперимента некоего учёного. А Эйприл работает художником в рекламном агенстве.
В общем, про Эйприл идёт лихая история с оборотнями, перемещениями в странные кварталы, которых и быть не может
("Между тем, Эйприл готова была биться об заклад, что в Нью-Йорке нет и быть не может таких странных серых кубов по обе стороны узенькой дорожки... Серая змея извивалась до бесконечности. И горящие среди дня красные фонари через равные промежутки вдоль дороги… В довершение всех неприятностей с неба, разом посеревшего, полился нудный маленький дождь)", такси-призраками, и в третий раз я скажу, что стиль очень классный.
"Пошарив в передней панели, Эйприл отыскала нераспечатанную пачку сигарет. Прикурила. Марка сигарет была незнакомой. А привкус – не то, чтобы противный, но чужой. Странное ощущение во рту и чуть пощипывает язык.
Но ничего таинственного – мало ли какие сигареты выпускают в мире. Однако чувство неприязни к пачке и сигаретам не пропадало. Так бывает, когда к тебе в гости приходит кто-то незваный. Бесконечно ждёт у двери, курит на лестнице. И уходит за пять минут до твоего возвращения. Ты открываешь дверь, входишь в квартиру – и тебя преследует даже не запах, а ощущение присутствия стороннего соглядатая. А назавтра история повторяется. И ты боишься вызывать лифт, опасаясь, что и там тебя настигнет чужой запах."
Вот правда круто! Мне нравится. И в целом книга будто бы ещё и в жанре альтернативной истории - конец XX века, но людей в ресторанах и аптеках обслуживают человекоподобные роботы, причём роботы уже выходят из употребления. В домах у людей живут электронные мыши, которые бегают по потолку. Чем-то это напоминает "Блейд-раннера" Филиппа Дика и экранизацию Ридли Скотта.
И вдруг... И вдруг всё это заканчивается примерно спустя 120 страниц, и начинается скучный и нудный пересказ третьего фильма, который в 90-е шёл по телику с подзаголовком "Самураи в Нью-Йорке". Причём написан пересказ в стиле сочинения "Как я провёл лето". Любой напишет не хуже, просто включив видик и запихнув бумагу в пишущую машинку по принципу: "Пишу, чего вижу на экране". Только в фильм добавили ещё и Хищника.
У меня есть только одна версия. Когда в 90-е выходили пиратские новеллизации фильмов, пересказа фильма не хватало для полноценной книги. Издатели давали задание литераторам придумать дополнительные сюжетные линии, предыстории персонажей, а иногда и дописать заключение. Так поступали в минском БАДДПР, так делали и авторы пиратской серии "Секретные материалы". За исходник брался эпизод сериала, но часть истории додумывалась автором. Похоже, и в данном случае была задача сделать "неофициальную" новеллизацию фильма про черепашек. Но она оказалась настолько короткой и пресной, что к делу подключился гораздо более даровитый автор, написавший отличную первую часть. Увы, время поджимало, надо было как можно быстрее пускать книгу в печать, поэтому новеллизацию фильма даже не попытались хотя бы стилистически уравнять с началом. И в результате получились как будто две разных истории.
Но, строго говоря, даже три. Потому что есть ещё и заключение, и там полностью возвращается дух и тон начальных глав книги. Появляются странные смерчи, секты сатанистов, Эйприл выслеживает Хищника, который теперь уже перемещается во времени без всякого скипетра. Снова становится интересно.
Что в итоге? Первая часть книги, и маленькая третья - твёрдая пять. А пересказ фильма - увы, ноль. Лучше бы его вообще отсюда выкинули и сделали полностью оригинальную историю.
Да, спасибо автору за это:
"Эйприл накинула лёгенький прозрачный халатик, едва прикрывавший бедра. Поясок куда-то задевался". В далёкие 90-е Эйприл в этом прикиде была одним из самых ярких впечатлений в жизни огромного количества школьников-фанатов черепашек

Хищник ещё встретится в "Космическом охотнике", и будто бы даже отсылка к этой книге будет, когда Донателло вспомнит про то, как управился со скипетром Норинаги. Но по факту это будет только отсылка к оригинальному фильму, потому что в "Охотнике" черепашки не помнят про встречи с Хищником в "Агрессоре", и, как это обычно бывает у Минска, каждый томик фактически является отдельной самостоятельной историей.