Телеграм-чат  
  Черепашки-ниндзя   Портал совмещения измерений  Cowabunga!   Черепашки Ниндзя и Бусидо
   19.01.2017, 01:38  
Черепашки Ниндзя и Бусидо
Я знал, что путь, которым я иду,
Неизбежно приведет меня к смерти,
Но дух Ямото побуждал меня к дерзанию.
Ёсида Сёин.

Как фанат Черепашек - Ниндзя со стажем впервые слово «Бусидо», я услышал из мультсериала 87 года. Из фразы Леонардо я запомнил этот термин, как «кодекс правил воина» и представлял в виде некого свода правил. Совсем недавно я решил более плотно подойти к этому вопросу, тем более к Бусидо часто ссылается моя любимая Черепашка Леонардо. Естественно, начал я знакомство со статьи в Википедии, в которой о Бусидо говориться следующее: «Бусидо́ (яп. 武士道 буси-до, «путь воина») — кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой, воинская мужская философия и мораль, уходящая корнями в глубокую древность. Бусидо, возникшее изначально в виде принципов воина вообще, благодаря включенным в него этическим ценностям и уважению к искусствам в XII—XIII вв., с развитием класса самураев, как благородных воинов, срослось с ним и окончательно сформировалось в XVI—XVII вв. уже как кодекс самурайской этики». Учитывая ключевую фразу «свод правил» я подумал о каком-то конкретном документе или произведении, но я оказался не прав.
Несмотря на огромное влияние основных источников бусидо - буддизма и синтоизма, а также учения Конфуция и Мэн-цзы, одним из первых важных документов стоит считать Букэ сёхатто (яп. 武家諸法度) - сборник основных законов японского сёгуната Эдо XVII - XIX веков, который регулировал отношения между сёгунатом и региональными правителями даймё.
 
Данный кодекс главным образом закреплял обычаи поведения в браке, правила жизни в замке и порядок взаимного подчинения самураев и, в меньшей степени, несущих в себе поучительные наставления (Нитобэ Инадзо. Дух Японии. Бусидо).http://www.vostlit.info/Texts/Dokume...frametext1.htm

Также выделяются труды о подвигах дайме Такэда Сингэна и Дайдодзи Юдзана «Напутствие вступающему на Путь Воина» («Будо сёсин сю»).
 
Такэда Сингэна (1521-1573), также известный как Такэда Харинобу, был одним из наиболее известных полководцев эпохи Сражающихся Царств. Он прославился стратегическим мышлением и многочисленными сражениями с Уэсуги Кэнсином при Каванакадзиме.
После его смерти его личный слуга Косака Масанобу написал книгу Кодзёгункан. В ней рассказывается об истории и сражениях клана Такэды, приводятся различные примеры и поясняются древние обычаи. Его рассказы часто длинны и иногда сложны для восприятия, однако они четко отражают его сосредоточенность на необходимость проявлять осторожность и предусмотрительность.

Дайдодзи Юдзан Сигэсукэ (1639—1730) – отпрыск знатной самурайской семьи, ведущий род от клана Тайра. Считался знатоком военного дела, а также известен как мастер стихосложения и автор исторических трудов. Он слыл образцом верного самурая, его часто приводили в пример молодым воинам

В 1716 г. вышли 11 томов книги «Сокрытое в листве» (Хагакурэ), ставшей «священным писанием» буси. Это произведение принадлежало Ямамото Цунэтомо. Об этом произведении я впервые узнал на выставке японского искусства в Санкт-Петербурге в 2012 году на выставке «Самураи: Art of War», а точнее вот из этого отрывка:
«Стихи из "Госенвакасю":
Что толку
говорить другим,
что это слухи.
Когда твое собственное сердце спросит,
что ты ответишь?»

 
представлены были вот на таких полотнах. Мое фото с выставки, еще одна из очень понравившихся мне фраз
Нажмите на изображение для увеличения
Название: m1a_LmzAIYg.jpg
Просмотров: 3
Размер:	867,2 Кб
ID:	115727

Естественно, я взял в библиотеке книгу. Мне очень повезло найти вот такое издание, где кроме Хагакурэ представлено еще много интересных трудов.
 
Нажмите на изображение для увеличения
Название: m4qRQqE-HwI.jpg
Просмотров: 5
Размер:	524,6 Кб
ID:	115728

Честно сказать, начало книги меня очень озадачило. Уже первая глава заставила меня понять, что мое представление о бусидо было совершенно поверхностным и данное произведение никак не вяжется с высказыванием о «слухах», которое я привел выше. Я ожидал нечто подобное, но в итоге нашел такие мысли: Зевать в присутствии других людей — это дурной тон. Если у человека возникает неожиданное желание зевнуть, ему следует потереть лоб, проводя пальцами от переносицы вверх, и это желание пропадет. Если это не поможет, то можно провести языком по губам, не разжимая рта, или же незаметно зевнуть, прикрывшись рукавом. То же самое относится и к чиханью. Человек, чихающий на людях, выглядит глупо. Кроме этого, есть и другие вещи, в отношении которых следует проявлять осторожность и такт.
Вот такое неожиданные слова. Желающие сами прочитают это интересное произведение, и, я думаю, найдут увлекательные мысли о таких вещах, как положения в семье, отношения с женой или мастера и учеников и даже… мужеложстве, поэтому описать данный сборник изречений каким-то одним предложением невозможно – оно очень многогранно.
«Хагакурэ» провозглашает бусидо как «Путь смерти», или «живи так, как будто ты уже мёртв». Согласно «Хагакурэ», самурай готов умереть в любой момент, во имя сохранения воинской чести.
Преданность семье, клану, государству должна быть беспредельной и безоговорочной, то есть человек обязан подчинятся воле старших и вышестоящих, даже если они не правы или поступают вопреки справедливости.
Теперь вернемся к Леонардо и его сенсею (в одних из Вселенных отцу) Сплинтеру. Что же из вышеперечисленного выбрал для себя лидер зеленых братьев?
По сравнению с другими Черепашками, Леонардо проводит больше всех времени в медитации (если честно, других братьев я и не вспомню), работе над собой, упражнениях в боевом искусстве, чтении, изучении трудов древности и т.д.
В 6 серии 1 сезона м/с 2003 года («Тьма на окраине города») между Леонардо и Сплинтером состоялся такой диалог:
- Учитель, но Бусидо гласит, что нужно сражаться за справедливость.
- Бусидо гласит, что нужно уважать желание учителя.
Верность, справедливость и мужество - эти важные качества, которые просто обязаны были иметь те, кто следовал бусидо. Скорее всего, на это и ссылался Леонардо. Ответ Сплинтера более простой – почти каждое второе изречение требует полного подчинения воли учителя (мастера, отца или господина). Часто из-за желания следовать своим идеалам и беспрекословно подчинятся Сплинтеру, у Леонардо возникают конфликты с братьями, особенно Рафаэлем.
Хоть по изречениям Сплинтера и можно составить целый сборник «наставлений воина», сама суть бусидо и Черепашек вообще удивительна, так как в самом название звучит нечто противоречивое – Черепашки мутанты Ниндзя! А что мы знаем о ниндзя? Правильно – диверсант, шпион, наемный убийца. О какой справедливости тут может идти речь! И куда интереснее выглядит то, что у ниндзя как раз были кланы, а также много чего интересного от оружия, маскировки и т.д., но это другая история.
Хочется подвести всему этому такой итог. В одной из своих интересных тем @ARTЁM рассказывал о причинах популярности Черепашек-Ниндзя, а именно повальное увлечение восточными единоборствами, темой древней Японии и их традиций.
Закончить хотелось бы вот такими словами Нитобэ Инадзо: «Бусидо – это кодекс моральных установлений, которому учили воинов, и следовать которому было для самурая обязательным. Кодекс, однако, неписанный, кроме нескольких максим, изустным путем вошедших в записки знаменитых воинов и мудрецов. В остальном же – невыразимый и незапечетленный, обладающий авторитетом добродетели, как закон, написанный на плотских скрижалях сердец. Бусидо – творение не одного ума, как бы ни был он велик, и не результат жизни отдельной личности, сколь бы ни была она известна. Это органичный продукт опыта веков воинского искусства». Я для себя сделал вывод, что для нашей геройской четверки в рамках бусидо показана именно добродетель, верность, справедливость и, главное, ЧЕСТЬ.
 
Советую также прочитать вот это шикарное произведение - Миямото Мусаси. Книга Пяти Колец

Последний раз редактировалось Bulat_1985; 19.01.2017 в 01:42.
19.01.2017, 15:33
@Bulat_1985, спасибо за статью, очень интересно всё изложил.
Но черепахи в мультсериалах меньше всего являются "ниндзя". Тут претензии летят в сторону Истмена и Лэрда, как людей, мало знакомых с японской культурой. Да и первый комикс был чисто пародийным. По факту, эти четыре мутанта являются собирательным образом восточных воинов (если можно так выразится: квазисамураями). Да, иногда они пользуются маскировкой, но чаще сражаются в открытом бою, что уже дискредитирует их как ниндзя. Всё из-за того, что в западной культуре сложилось поверхностное представление о чуваках, умеющих красиво кувыркаться и орудовать мечами.
Спасибо за пост (3) от: ARTЁM, Bulat_1985, Linami
24.02.2017, 00:20
Спасибо за пост (1) от: Bulat_1985
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1):