Я знал, что путь, которым я иду,
Неизбежно приведет меня к смерти,
Но дух Ямото побуждал меня к дерзанию.
Ёсида Сёин.
Как фанат Черепашек - Ниндзя со стажем впервые слово «Бусидо», я услышал из мультсериала 87 года. Из фразы Леонардо я запомнил этот термин, как «кодекс правил воина» и представлял в виде некого свода правил. Совсем недавно я решил более плотно подойти к этому вопросу, тем более к Бусидо часто ссылается моя любимая Черепашка Леонардо. Естественно, начал я знакомство со статьи в Википедии, в которой о Бусидо говориться следующее: «
Бусидо́ (яп. 武士道 буси-до, «путь воина») — кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой, воинская мужская философия и мораль, уходящая корнями в глубокую древность.
Бусидо, возникшее изначально в виде принципов воина вообще, благодаря включенным в него этическим ценностям и уважению к искусствам в XII—XIII вв., с развитием класса самураев, как благородных воинов, срослось с ним и окончательно сформировалось в XVI—XVII вв. уже как кодекс самурайской этики». Учитывая ключевую фразу «свод правил» я подумал о каком-то конкретном документе или произведении, но я оказался не прав.
Несмотря на огромное влияние основных источников
бусидо - буддизма и синтоизма, а также учения Конфуция и Мэн-цзы, одним из первых важных документов стоит считать Букэ сёхатто (яп. 武家諸法度) - сборник основных законов японского сёгуната Эдо XVII - XIX веков, который регулировал отношения между сёгунатом и региональными правителями даймё.
Также выделяются труды о подвигах дайме Такэда Сингэна и Дайдодзи Юдзана «Напутствие вступающему на Путь Воина» («Будо сёсин сю»).
В 1716 г. вышли 11 томов книги «Сокрытое в листве» (
Хагакурэ), ставшей «священным писанием» буси. Это произведение принадлежало Ямамото Цунэтомо. Об этом произведении я впервые узнал на выставке японского искусства в Санкт-Петербурге в 2012 году на выставке «Самураи: Art of War», а точнее вот из этого отрывка:
«Стихи из "Госенвакасю":
Что толку
говорить другим,
что это слухи.
Когда твое собственное сердце спросит,
что ты ответишь?»
Естественно, я взял в библиотеке книгу. Мне очень повезло найти вот такое издание, где кроме Хагакурэ представлено еще много интересных трудов.
Честно сказать, начало книги меня очень озадачило. Уже первая глава заставила меня понять, что мое представление о
бусидо было совершенно поверхностным и данное произведение никак не вяжется с высказыванием о «слухах», которое я привел выше. Я ожидал нечто подобное, но в итоге нашел такие мысли:
Зевать в присутствии других людей — это дурной тон. Если у человека возникает неожиданное желание зевнуть, ему следует потереть лоб, проводя пальцами от переносицы вверх, и это желание пропадет. Если это не поможет, то можно провести языком по губам, не разжимая рта, или же незаметно зевнуть, прикрывшись рукавом. То же самое относится и к чиханью. Человек, чихающий на людях, выглядит глупо. Кроме этого, есть и другие вещи, в отношении которых следует проявлять осторожность и такт.
Вот такое неожиданные слова. Желающие сами прочитают это интересное произведение, и, я думаю, найдут увлекательные мысли о таких вещах, как положения в семье, отношения с женой или мастера и учеников и даже… мужеложстве, поэтому описать данный сборник изречений каким-то одним предложением невозможно – оно очень многогранно.
«Хагакурэ» провозглашает бусидо как «Путь смерти», или «живи так, как будто ты уже мёртв». Согласно «Хагакурэ», самурай готов умереть в любой момент, во имя сохранения воинской чести.
Преданность семье, клану, государству должна быть беспредельной и безоговорочной, то есть человек обязан подчинятся воле старших и вышестоящих, даже если они не правы или поступают вопреки справедливости.
Теперь вернемся к Леонардо и его сенсею (в одних из Вселенных отцу) Сплинтеру. Что же из вышеперечисленного выбрал для себя лидер зеленых братьев?
По сравнению с другими Черепашками, Леонардо проводит больше всех времени в медитации (если честно, других братьев я и не вспомню), работе над собой, упражнениях в боевом искусстве, чтении, изучении трудов древности и т.д.
В 6 серии 1 сезона м/с 2003 года («Тьма на окраине города») между Леонардо и Сплинтером состоялся такой диалог:
- Учитель, но Бусидо гласит, что нужно сражаться за справедливость.
- Бусидо гласит, что нужно уважать желание учителя.
Верность, справедливость и мужество - эти важные качества, которые просто обязаны были иметь те, кто следовал бусидо. Скорее всего, на это и ссылался Леонардо. Ответ Сплинтера более простой – почти каждое второе изречение требует полного подчинения воли учителя (мастера, отца или господина). Часто из-за желания следовать своим идеалам и беспрекословно подчинятся Сплинтеру, у Леонардо возникают конфликты с братьями, особенно Рафаэлем.
Хоть по изречениям Сплинтера и можно составить целый сборник «наставлений воина», сама суть бусидо и Черепашек вообще удивительна, так как в самом название звучит нечто противоречивое – Черепашки мутанты Ниндзя! А что мы знаем о ниндзя? Правильно – диверсант, шпион, наемный убийца. О какой справедливости тут может идти речь! И куда интереснее выглядит то, что у ниндзя как раз были кланы, а также много чего интересного от оружия, маскировки и т.д., но это другая история.
Хочется подвести всему этому такой итог. В одной из своих интересных тем @
ARTЁM рассказывал о причинах популярности Черепашек-Ниндзя, а именно повальное увлечение восточными единоборствами, темой древней Японии и их традиций.
Закончить хотелось бы вот такими словами Нитобэ Инадзо: «Бусидо – это кодекс моральных установлений, которому учили воинов, и следовать которому было для самурая обязательным. Кодекс, однако, неписанный, кроме нескольких максим, изустным путем вошедших в записки знаменитых воинов и мудрецов. В остальном же – невыразимый и незапечетленный, обладающий авторитетом добродетели, как закон, написанный на плотских скрижалях сердец. Бусидо – творение не одного ума, как бы ни был он велик, и не результат жизни отдельной личности, сколь бы ни была она известна. Это органичный продукт опыта веков воинского искусства». Я для себя сделал вывод, что для нашей геройской четверки в рамках бусидо показана именно добродетель, верность, справедливость и, главное, ЧЕСТЬ.
Последний раз редактировалось Bulat_1985; 19.01.2017 в 01:42.