В силу большой занятости, я давно не писал тут свои мысли и аналитику по тем или иным вопросам, связанным с Черепашками, хотя поводов за последнее время накопилось предостаточно. Надеюсь, в ближайшем обозримом будущем соберу мысли в кучу и выложу что-то серьезное, а сегодня хотелось бы поговорить об одном интересном феномене нашей франшизы, написать про который я собирался уже давно, да все как-то руки не доходили.
Разобрать мне хотелось бы тезис, который я довольно часто слышу в обсуждениях, а именно – сравнение Черепашек с героями Большой Двойки – Марвел и DC в разрезе «комиксы / мультсериалы». Аргументы чаще всего примерно одни и те же – и там и там герои берут начало в комиксах, потом отправляются в мульт-приключения, затем по ним снимают фильмы, делают игры и все повторяется по кругу. Но при этом по какой-то причине супер-героика на ТВ/стримингах умудряется выдавать гораздо больший ассортимент контента, как по качеству, так и по количеству, тогда как Черепашки с каждым новым сериалом неуклонно катятся все ниже и ниже – если м/с 1987 был огромным культурным феноменом, повлиявшим на жизни целого поколения, то сейчас франшиза выродилась буквально в 4-минутные мультяшки для дошкольников на YouTube. Почему так? Почему супер-герои могут все еще держаться на плаву (хотя и у них сейчас тоже все не особо гладко), а Зеленая Команда нет?
Ответов на этот вопрос несколько, но сегодня мне хотелось бы разобрать один из них, который видится мне ключевым – в отличие от супер-героики, франшизу Черепашек ее владельцы воспринимают исключительно как детскую. Почему это так и почему это неправильно – вот две основные темы этой статьи.
Начнем с первого тезиса – как вышло так, что «Черепашки» стали считаться франшизой для детей, а не для подростков?
Сразу стоит оговориться – далее речь пойдет не о ярых фанатах зеленых мутантов, а об основной массе обывателей, которые «что-то слышали», «что-то видели», могут даже различить Черепашек по цветам их повязок, но такие имена, как, например, Ниньяра, или Ороку Наги, для них уже ничего не говорят.
Увы, мы с вами живем в мире, где Черепашками владеют именно такие люди – безликая масса «эффективных менеджеров» и управленцев, которые не утруждают себя детальным изучением той интеллектуальной собственности, которой они владеют. Однако, при разработке контента по ней они все же ориентируются на свои (к сожалению, очень поверхностные) знания.
И теперь надо ответить на главный вопрос – почему в головах таких обычных обывателей образ Черепашек четко ассоциируется только с целевой аудиторией 6+?
Вернемся в конец 80-х / начало 90-х годов. Питер Лэрд и Кевин Истмен выпускают свои авторские комиксы по Черепашкам буквально как пара художников-самоучек. Они не скованы ни контрактами, ни студийными обязательствами (как сценаристы и художники Большой Двойки). Они сами себе хозяева и могут творить в комиксах «Миража» всё, что им в голову взбредет.
Однако в декабре 1987 года на экраны выходит первый мультсериал и в одночасье становится не просто огромных хитом, а культурной вехой в жизни США и почти всего мира. Образы Черепашек-87 повсюду – от банок с фасолью до космических модулей НАТО.
Но случается поразительная вещь – такой огромный успех м/с никак не отражается на комиксах «Миража» - в них не появляются ни Бибоп с Рокстеди, ни Кренг с Технодромом. Сюжеты не становятся более легкими, а образы Черепашек – более приближенными к м/с.
«Мираж» словно живет в некой параллельной реальности, продолжая выпускать черно-белые андеграундные комиксы и не замечая глыбу 87 у себя под боком. Более того – из-за занятости над лицензионными продуктами, Лэрд и Истмен приглашают в студию своих друзей и Первый Том прерывается на так называемую Гостевую Эру, внутри которой образы Черепашек вообще начинают меняться со страшной силой, а серия уходит все дальше в арт-хаус.
Именно это и становится основной причиной того, как «Черепашки» начинают восприниматься широкой общественностью. Только представьте – юный фанат, впечатлившись только что просмотренной по ТВ серией спешит в магазин, чтобы поставить на полочку свежий комикс о Зеленой Команде. А находит… «Зиму Увядших Душ». Да еще и в ч/б! Надо ли говорить, какой разрыв шаблона это вызовет в неокрепшем уме фаната? И захочет ли дальше читать «Мираж» в своем юном возрасте?
Справедливости ради, Лэрд с Истменом тоже поняли, какая огромная пропасть образовалась между м/с 87 и их комиксами, и попытались исправить ситуацию запуском серии «Приключений» под лэйблом «Арчи». Однако, по факту это дало весьма смазанный эффект – первые выпуски «Приключений» были все так же ориентированы на юную аудиторию самого м/с (более серьезные и взрослые темы стали затрагиваться там гораздо позже). А самое главное – эта серия воспринималась скорее как идейное продолжение мультфильмов, а не что-то самостоятельное.
Таким образом, в начале 90-х во франшизе «Черепашек» образовался огромный разрыв – 95% всего выходившего контента было ориентировано на аудиторию 6+, тогда как остальные 5% («Мираж») на практически взрослых читателей. При этом подростковый сегмент (основные любители супергероики) остался обделенным. Для них не выходило практически ничего.
Надо ли говорить, что при такой ситуации франшиза «Черепашек» была просто обречена восприниматься исключительно как детская в глазах простых обывателей? И что именно это является ключевым отличием от Большой Двойки, где и комиксы и мультфильмы рассчитаны на одну и ту же возрастную аудиторию, тем самым хорошо дополняя друг друга.
Текста получилось уже много, поэтому ответ на второй вопрос – почему такое восприятие сейчас является для франшизы «Черепашек» пагубным, мы рассмотрим в следующий раз.